Новости

Почетные граждане Иванова – художники Родионовы

Версия для печати
18 мая 2018

В этом году звание «Почетный гражданин города Иваново» присвоено народным художникам РСФСР Нине Павловне и Валерию Васильевичу Родионовым.

Когда-то ивановские художники стали широко известны благодаря текстильной теме. На их ранних холстах – герои революции, дымящие трубы, ниспадающие ситцы, портреты текстильщиц. Это не была конъюнктура, это искренне волновало и самих художников, и их публику. «Мы здесь выросли и не могли не чувствовать, чем живет город. Знали и интересовались его историей», – рассказывает Валерий Васильевич. Хотя он и признает, что на тему они с супругой вышли во многом случайно…
Они оканчивали Суриковский институт (поженились на втором курсе), и ректор согласился отправить их на практику за Урал при условии, что для дипломной работы они в дальнейшем выберут «ивановскую» тему. Еще один «сигнал» судьба подала через Марка Малютина. На последнем курсе семейная пара приехала на несколько месяцев в отпуск в родной город. И Малютин, их бывший преподаватель по художественному училищу («молодой, недавно вернувшийся из армии – в унтах ходил, в летной форме, с усиками»), председатель местного Союза художников, предложил написать картину к готовящейся выставке – «чтоб не болтаться без дела».
Родионовы к тому времени уже собирали материал для дипломных работ: «Мы всё время бегали по текстильным предприятиям, – рассказывает Валерий Васильевич. – Ходили в запасники краеведческого музея. И мы нашли там большие альбомы «Фабрики». В них такие типажи были, производственные моменты! Мы всё там перерисовали, столько оттуда всего замечательного вытащили. Можно сказать, были напитаны местной тематикой.
Когда Малютин предложил, сразу решили взяться за судьбу Варенцовой. К сожалению, не нашли ее фотографию – нет ее молодой: она же была совсем девчонка, когда в первую ссылку уезжала – лет двадцати. И я писал образ с Нины Павловны. Поэтому назвали картину просто «В ссылку», хотя задумывалась она по конкретной биографии.
Но что для нас важно – мы тогда впервые объединились, стали вдвоем одним художником. А до этого никогда не думали, что будем работать вместе. У этой картины, к нашему счастью, удачная судьба: сначала ее приняли на всесоюзную выставку, посвященную революции; после забрали на республиканскую в Академию художеств. А затем ее у нас купили за 16 тысяч. Мы тогда обалдели – стипендия-то была 220 рублей». Сейчас «В ссылку» (1955 г.) хранится в Ивановском художественном музее.
Успешно Родионовы справились и со своими дипломными работами – как и обещали, написали на ивановскую тему. «Ивановские ткачихи в 1905 году (Бабий бунт)» и «Новая ткань» попали на выставку в Академию художеств, их репродуцировали на почтовых открытках. А дальше понеслось: договоры с Министерством культуры, работа на фестивале молодежи и студентов в Москве, республиканские и всесоюзные выставки, закупки музеев, общественная деятельность.
…Нина Павловна Родионова скончалась этой весной. Звание почетного гражданина города Иваново ей присвоено посмертно. Публикуем фрагменты из интервью Валерия Васильевича Родионова.
«Мы – последовательные реалисты»
…Мы, художники старшего поколения, – последовательные реалисты, – признается Валерий Родионов. А современные художники отходят от валерной живописи, когда один цвет состоит из множества оттенков, плавно переходит один в другой. Уходит тонкая живописная структура, не стало масштабных полотен, над которыми художник работает не один год, – тщательно выписанных, с огромным подтекстом. Дело, конечно, еще и в том, что, как сказал Аркадий Пластов, «картина как корова: завел ее – так кормить надо». Только вдумайтесь: любую фигуру в картине, любой изображенный предмет нужно «подпитать» натурой, написав к каждому из них отдельный этюд, сделать рисунок.
А я считаю, то, что наработано веками и величайшими русскими художниками – Серовым, Репиным, Суриковым, Врубелем и другими, не должно пропасть. Японские ученые доказали, что реалистическая художественная школа сохранилась только в нашей стране – не случайно к нам едут учиться иностранцы. И прежде чем ударяться в абстракции, надо научиться правильно рисовать. У Пикассо есть замечательные реалистические вещи, Сальвадор Дали и Малевич писали портреты своих жен в реалистической манере.
– Реалистическое изображение часто сравнивают с фотографией и отказ от него объясняют тем, что современную технику не переплюнешь по точности изображения, а компьютерные программы – по количеству и качеству эффектов…
– Душа может быть только в «живом» произведении, передающем мысли и чувства художников, без которых, по моему мнению, искусство жить не может.
– А у вас бывали творческие кризисы?
– Даже не знаю, как ответить. Захочешь работать – будешь, даже если не всё удачно складывается. Настроение возникает в процессе, как аппетит во время еды. А если не работать, то всё время будет кризис.
***
Нина Павловна Родионова избиралась депутатом областного Совета депутатов, была председателем Комитета защиты мира. Награждена медалями «За трудовую доблесть». Валерий Васильевич с 1965 по 1970 год являлся председателем правления Ивановской организации Союза художников, с 1972-го в течение 29 лет избирался секретарем Союза художников России, долгие годы возглавлял региональный выставком «Центральные области России», был постоянный членом республиканского выставкома. Награжден медалью «За трудовую доблесть», орденом Трудового Красного Знамени».
Статья в газете «Рабочий край», 18 мая 2018 г.

 

Яндекс.Метрика