СМИ о викторине

Мой край – моя семья

23 мая 2008

Как называется редкий пушной зверек, которого акклиматизировали и разводят на территории Клязьминского заказника? В каком году была образована Иваново-Вознесенская губерния? Какой народ оставил на территории нашей области такие странные географические названия как Лух, Ландех, Клязьма, Ухтохма? Это лишь несколько вопросов из тех, на которые предлагалось ответить участникам семейной викторины по краеведению «Мой край — моя семья».

Лучшие из лучших

Напомним, что стартовала она в конце марта. Тогда же были опубликованы и вопросы к викторине на страницах газеты «Рабочий край» и на сайте Ивановской городской думы. Напомним, что инициатором этого конкурса выступила именно городская дума, она же взяла на себя решение многих организационных вопросов. Идею проведения викторины поддержало и наше издание.

В течение апреля жители областного центра приносили и присылали свои ответы на вопросы. За это время нам довелось принять самые разные работы и по оформлению, и по содержанию. Отметим сразу, что такого количества конкурсных работ (почти двести!) не ожидал никто: ни организаторы, ни члены жюри. Поэтому «судейской комиссии» пришлось потрудиться не один день, чтобы прочитать и проанализировать все работы.

Последнее заседание, на котором подводились итоги конкурса, состоялось на прошлой неделе. Члены жюри и организаторы (представители Ивановской городской думы) больше часа обсуждали, кто же будет назван победителем конкурса. Отметим, что в состав жюри вошли люди разные, но отнюдь не случайные. Это учителя истории и обществознания школы № 8 и № 7 Ирина Антонова и Марина Надельштехель, учитель географии школы № 63 Вера Кормушкина, методист Ивановского областного центра развития дополнительного образования детей (он же и составитель вопросов) Илья Климашов, главный редактор газеты «Рабочий край» Андрей Воронин, член городского родительского комитета Ольга Градусова и его председатель Елена Главчева. Возглавил команду судей известный ивановский краевед Александр Семененко. Так что итоговое обсуждение строилось на анализе конкурсных работ со всех сторон: кто участвовал в ответах на вопросы, насколько они исчерпывающие и правильные, сроки поступления работ, возраст участников, оригинальность оформления и т.д.

Из претендентов на первое место (их было шесть) лучшую работу члены жюри выбрали единогласно. По словам председателя жюри, автор представил наиболее полные ответы на вопросы, в спорных ситуациях он привел разные варианты ответов, работая с разными источниками. По понятным причинам мы не можем пока назвать имени победителя викторины, — его объявят на празднике, посвященном Дню города. Тогда же прозвучат имена серебряного и бронзового призеров.

Кроме призовых мест, особых подарков и поощрений будут удостоены и некоторые другие работы. Организаторы учредили ещё несколько номинаций, в которых хотят отметить оригинально оформленные и лучшие коллективные работы, поощрить руководителей и учителей, которые помогали своим ученикам при ответах на вопросы викторины, направляли их поиск. Особое внимание и нескольким, так сказать, «возрастным» работам (ведь в мероприятии приняли участие люди самых разных возрастов). Эти участники викторины будут награждены 30 мая в Музее первого Совета (в здании бывшей Мещанской управы). Там же получат специальные призы от городского родительского комитета и газеты «Рабочий край» трое участников, что вошли в шестерку лучших.

«Мы узнали много интересного»

К сожалению, не все получат подарки, но ведь большинство людей участвовали в викторине вовсе не за награду. Вот что пишет один из конкурсантов семнадцатилетний Антон Козлов: «Благодарю за возможность принять участие в данной викторине. Мне особенно приятно, что конкурс повышает интерес к изучению истории ивановского края. Сейчас особенно важна „малая история“, которая непосредственно касается того места, в котором ты живешь. Ведь история — одна из форм самосознания людей». А вот анкета учеников 2 «В» класса школы № 4: «В течение всего года ученики посещали факультатив „Краеведение“. На нем они изучали природу и символику родного края, памятники архитектуры. Викторина „Мой край — моя семья“ подтолкнула ребят к более глубокому изучению истории своего края. При поддержке учителя и с помощью родителей ученики узнали много нового и интересного, — об этом и продолжится разговор теперь уже в третьем классе».

А вот Андрей Мицык приложил к своей работе плакат, на котором нарисовал пчелу. «Пчелка указывает на необходимость получения знаний, — пишет мальчик. — Почему пчелка, а не рыбка или кошка?.. Всем известно, что пчелка удивительная труженица. По крупицам собирает с цветков сладкий нектар, а люди восхищаются ароматным целебным медом, полученным благодаря маленькой неустанной труженице. Вот так и моя семья, перечитывая десятки книг, по крупицам собирая необходимый материал для ответов на вопросы викторины, подобно душистому меду, собранному в баночку, вылились наши знания на страницы белоснежных листов».

А кто-то не только получил новые знания, но и познакомился с интересными людьми. «Я выражаю глубокую сердечную благодарность Наталье Сергеевне Ильиной (отдел краеведения при Ивановской областной библиотеке для детей и юношества), оказавшей мне большую помощь в подборке необходимой литературы, — пишет Андрей Мицык. — Её внимание, чуткость, радушие поразили меня. Познакомившись с ней, я почувствовал, какой теплый свет излучает эта необыкновенная женщина. Ощутил её доброту».

А вот Анастасия Козлова считает, что викторина очень обогатила знания её семьи, а работа над ответами была очень плодотворной: «Мама занималась оформлением и нарисовала Успенскую церковь, папа подбирал материалы и литературу, помогал набирать текст. Бабушка дополнила работу своими воспоминаниями. Даже мой брат был активно задействован: он просматривал детские учебники по краеведению». Но некоторые вопросы, считает девочка, вызвали затруднение, часто ответы на них были неоднозначны. «Дело в том, что источники часто противоречили друг другу. Все чаще мы убеждались в том, что чем больше знаешь об истории родного края, тем больше ты понимаешь, что не знаешь ничего».

В жюри довольны результатом

Кстати аналогичное мнение высказывали и краеведы во время обсуждения работ: среди вопросов действительно были спорные, неоднозначные даже для самих ученых. Эти «белые пятна» местной истории открылись именно благодаря викторине. А значит, есть повод для дальнейшей работы в сфере иванововедения.

В целом члены жюри отмечают достаточно серьезный подход со стороны участников к выполнению работ, присланных на викторину. Ирина Антонова, например, считает, что викторина удалась по всем критериям: ответы на вопросы даны на достаточно серьезном уровне, возрастной диапазон — от учеников начальной школы до пенсионеров, количество участников — очень большое, участие всей семьи — максимальное. На качество ответов и интерес к викторине, считает Ирина Евгеньевна, оказало большое влияние и то, что уже год в рамках школьной программы преподается краеведение (историческое, литературное и т.д.).

Члены жюри были настолько воодушевлены итогами викторины и той активностью, с которой горожане участвовали в конкурсе, что уже на итоговой встрече стали строить планы на будущее. Прозвучали предложения сделать эту викторину традиционной, а также провести краеведческие интеллектуальные игры, в которых приняли бы участие целые семьи. Представителей городской думы такие идеи лишь порадовали: ведь первый опыт проведения ими викторины оказался удачным, а значит и последующие мероприятия пройдут на достойном уровне.

Улыбнитесь…

Конечно, были и откровенно слабые работы, выполненные, к сожалению, только для отписки. А некоторые ответы на вопросы вызывали улыбку. Например, надо было указать, кто на территории Ивановской области общался между собой на особом языке, одна из фраз на котором звучала так: «Ерчит лох по истреке на подтыхлярый рым» («Едет мужик по дороге на постоялый двор»). Уж какие только предположения не высказывали участники викторины. Одна из версий, что это волжские и лесные разбойники. Другая — ямщики и извозчики. А кто-то решил, что эта фраза больше всего напоминает язык Хитровки (воровского квартала Москвы) и сделал вывод, что это язык профессиональных преступников. В одной из работ «иносказательный» язык приписывали иваново-вознесенским рабочим, членам тайных марксистских организаций, которые готовились к борьбе с существующим режимом. На самом же деле, на этом языке общались офени (коробейники).

И все-таки, замечательно, что такое количество людей участвовали в викторине. Они переворошили гору литературы, документов, старых подшивок газет, чтобы ответить на вопросы. Они подбирали фотографии, делали тематические рисунки, старались оригинально оформить работу. И главное, делали это всей семьей!

Людмила ПАВЛОВСКАЯ

 

Яндекс.Метрика